Париж

Материал из Vikidia
Перейти к: навигация, поиск
Anonymous edits and account creation has been disabled on this wiki due to its inactivity and continuous vandalisms. If you wish to try to re-open it with a new core editors, please send an email to [email protected] to request an account and to be able to contribute.
Cordialement/Best regards/Cordiali saluti/Atentamente/Mit freundlichen Grüßen -- Vikidia Association Board

Париж (фр. Paris [paˈʁi] Информация о файле слушать) — город, столица Франции, административный центр региона Иль-де-Франс. Образует коммуну и департамент, разделённый на 20 округов.

Население: 2,274 млн человек (2014 год), пятый по величине город Евросоюза[2]. В пределах агломерации Большой Париж проживает 10,6 млн человек (2011 год). Расположен на севере Франции, на равнине Парижского бассейна, на берегах реки Сены.

Главный политический, экономический и культурный центр Франции. Относится к глобальным городам, мировым финансовым центрам. Штаб-квартира ЮНЕСКО и других международных организаций.

Исторический центр, образованный островом Сите и обоими берегами Сены, складывался на протяжении веков. Во второй половине XIX века претерпел коренную реконструкцию. В пригороде расположен дворцово-парковый ансамбль Версаль.

Основан в III веке до н. э. кельтским племенем паризиев. С III—IV веков известен как галло-римский город Паризии. Существует несколько версий происхождения топонима «Париж». С конца X века с перерывами является столицей Франции.

АНТИЧНОСТЬ

Париж вырос на месте поселения Лютеция (лат. lutum — грязь), основанного кельтским племенем паризиев в III веке до н. э. Поселение располагалось на безопасном острове Сите, окружённом водами реки Сены. В начале II века до н. э. поселение было обнесено крепостной стеной. Основой экономики была торговля: Сена связывала Средиземное море с Британскими островами. В 52 году до н. э. паризии присоединились к восстанию галлов против господства Рима под предводительством арвернского вождя Верцинге́торига. В том же году состоялась битва при Лютеции, в которой римляне одержали победу. К этому времени относятся сочинения Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне», в которых была впервые упомянута Лютеция — «город паризиев, расположенный на одном из островов Сены». После того, как римский полководец Тит Лабиен осадил её, жители разрушили мосты и сожгли город.

Римляне возвели его заново, построив из камня дороги, виллы, 16-километровый акведук, три термы, амфитеатр и форум с базиликой. Римская администрация разместилась на острове Сите, где продолжал функционировать порт. В III веке город подвергся набегам со стороны германского племени алеманнов, что привело к переселению жителей с левого берега Сены на более защищённый остров Сите. Тогда же Лютеция стала называться Городом паризиев (лат. Civitas Parisiorum), а затем Паризием (лат. Parisium). В IV веке появилась первая христианская церковь. На V век пришлась деятельность Святой Женевьевы, ставшей покровительницей Парижа. В 470 году салические франки во главе с Хильдериком I более 10 лет осаждали город. В конце V века Хлодвиг на время превратил Париж в столицу Франкского государства[3].