Джомолунгма

Материал из Vikidia
Перейти к: навигация, поиск
Anonymous edits and account creation has been disabled on this wiki due to its inactivity and continuous vandalisms. If you wish to try to re-open it with a new core editors, please send an email to [email protected] to request an account and to be able to contribute.
Cordialement/Best regards/Cordiali saluti/Atentamente/Mit freundlichen Grüßen -- Vikidia Association Board

Джомолунгма (тиб. ཇོ་མོ་གླང་མ, кит. трад. 珠穆朗瑪峰, упр. 珠穆朗玛峰, пиньинь: Zhūmùlǎngmǎ fēng, палл.: Чжумуланма фэн), Эвере́ст (англ. Mount Everest), Сагарма́тха (непальск. सगरमाथा), Шэнмуфэн (кит. трад. 聖母峰, упр. 圣母峰, пиньинь: Shèngmǔ fēng) — высочайшая вершина Земли (8848 м над уровнем моря).

География

Расположена в Гималаях, в хребте Махалангур-Химал (в части, называемой Кхумбу-Гимал). Южная вершина (8760 м) лежит на границе Непала и Тибетского автономного района (Китай), Северная (главная) вершина (8848 м) расположена на территории Китая.

Эверест имеет форму трёхгранной пирамиды, южный склон более крутой. На южном склоне и рёбрах снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. Высота Северо-восточного плеча 8393 м. Высота от подножия до вершины около 3550 м. Вершина состоит в основном из осадочных отложений.

Everest 3D.gif

С юга Эверест соединяется перевалом Южное седло (7906 м) с Лхоцзе (8516 м), называемой иногда Южной вершиной. С севера круто спадающее остро заточенное Северное седло (7020 м) соединяет Эверест с Северной вершиной — Чангзе (7543 м). На восток круто обрывается непроходимая восточная стена Кангашунг (3350 м). С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на высоте около 5 км.

Everest kalapatthar crop.jpg

Джомолунгма частично входит в состав национального парка Сагарматха (Непал).

Everest kalapatthar crop.jpg

Климат На вершине Джомолунгмы бывают сильнейшие ветра, дующие со скоростью до 200 км/ч.

Среднемесячная температура воздуха в январе −36 °C (в отдельные ночи может понижаться до −50…−60 °C), в июле около 0 °C.

Этимология В переводе с тибетского «Чомолангма» (ཇོ་མོ་གླང་མ) означает «Божественная (ཇོ་མོ) Мать (མ) жизненной энергии (གླང)». Гора названа так в честь бонской богини Шераб Чжаммы (Sherab «мудрейшая», Cham-ma «любящая мать»), олицетворяющей материнскую энергию[3]. Другое тибетское название вершины — «Чомогангкар» (ཇོ་མོ་གངས་དཀར): «Святая Мать, белая, как снег»[4].

Английское название «Эверест» (англ. Mount Everest) присвоено в честь сэра Джорджа Эвереста (англ. George Everest, 1790—1866), руководителя геодезической службы Британской Индии в 1830—1843 годах. Это название предложил в 1856 году преемник Джорджа Эвереста Эндрю Во (англ. Andrew Waugh, 1810—1878) после публикации результатов своего сотрудника Радханата Сикдара, который в 1852 году впервые измерил высоту «Пика XV» и показал, что тот является высочайшим в регионе и, вероятно, во всём мире[5].

До момента первого восхождения на вершину, которое состоялось в 1953 году, было проведено около 50 экспедиций в Гималаи и Каракорум (на Джомолунгму, Чогори, Канченджангу, Нангапарбат и другие вершины). Их участникам удалось покорить несколько семитысячников этих горных районов, но ни одна попытка штурма вершин восьмитысячников успеха не имела. В 1950 году французам удалось покорить первый восьмитысячник — Аннапурну.

Английские альпинисты добились наибольшего результата при попытках восхождения на Эверест, благодаря применению кислорода. После разведывательной экспедиции 1921 года последовала экспедиция 1922 года, в которой Джордж Финч и Джеффри Брюс достигли высоты 8320 м, впервые использовав кислород. В 1924 году Нортон достиг высоты 8565 м, а Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин (как оценил Н. Оделл (англ. Noel Ewart Odell)) — более 8600 м. По некоторым данным, последний раз их видели живыми в 150 метрах от вершины (через бинокль, в разрыве облаков). Существует версия, что они погибли уже при спуске с вершины; и спор о том, достигли они её или нет, продолжается и сегодня. Тело Мэллори было обнаружено в 1999 году. В 1933 году П. Вин-Харрис, Л. Уэйгер и Ф. Смит достигли высоты 8565 м. В 1934 году эксцентрик Морис Уилсон, не имевший специальной альпинистской подготовки и веривший в то, что он будет вознесён на вершину сверхъестественными силами, погиб на высоте около 7 км, хотя впоследствии иногда считалось, что он разбил найденную более поздними экспедициями на высоте 8,5 км палатку. Следующие британские экспедиции были предприняты в 1936 и 1938 годах. В 1947 году канадец Эрл Денман с двумя шерпами смог подняться лишь до 6,7 км.

Участники экспедиций до 1949 года пытались взойти на высочайшую точку планеты с севера, со стороны Тибета, потому что территория Непала до 1948 года была закрыта для европейцев[16]. Первая разведка на Эверест с юга, со стороны Непала, была предпринята англичанами в 1949 году[16]. В 1950 году для европейцев фактически закрылся Тибет. Измерения высоты

Первое восхождение было совершено 29 мая 1953 года шерпом Тенцингом Норгеем и новозеландцем Эдмундом Хиллари через Южное седло — по пути, разведанному накануне швейцарцами. Восходители пользовались кислородными приборами. В работе экспедиции принимали участие более 30 шерпов[16][17][18].

В последующие годы высочайшую вершину мира покорили альпинисты разных стран мира — США, СССР, КНР, Индии, Японии, Италии и других стран.

1 мая 1963 года Джим Уиттакер (Jim Whittaker) стал первым американцем, ступившим на вершину Эвереста. Три недели спустя, вторая группа из той же американской экспедиции совершила ещё более ошеломляющее восхождение — первопрохождение ранее непокоренного Западного ребра Эвереста[19].

Весной 1975 года Эверест впервые штурмует женская экспедиция. Первой женщиной, покорившей Джомолунгму, стала японская альпинистка Дзюнко Табэй (1976). Первой европейкой, поднявшейся на вершину, стала полька Ванда Руткевич (1978). Первой советской альпинисткой, достигшей вершины, стала Екатерина Иванова (1990)[6].

Edmund Hillary, c. 1953, autograph removed.jpg

24 сентября 1975 года британская экспедиция[en] под руководством Криса Бонингтона впервые прошла Юго-Западную стену Эвереста[20]. На вершину поднялись Даг Скотт и Дугал Хэстон. Через два дня, 26 сентября Питер Бордман и шерп Петемба (англ. Pertemba) повторили их путь на вершину. Следовавший за ними Мик Берк пропал без вести[21].

В последующие годы, снова по классическому пути первовосходителей, на Эверест поднимаются альпинисты Великобритании, Непала, США, Южной Кореи, Австрии и ФРГ, причём Райнхольд Месснер и Питер Хабелер достигают вершины, не пользуясь кислородом на протяжении всего штурма. В составе этих экспедиций ещё двум женщинам — польке Ванде Руткевич (1978) и немке Ханнелоре Шмац (погибла при спуске) — удалось покорить Эверест. Французы Ж. Афанасьеф и Н. Жэжэ с 8 км до 6,5 км спустились на лыжах[16].

Новое слово в покорении вершины удалось сказать полякам под руководством Анджея Завады[pl]. Первыми в мире они поднялись на вершину Эвереста зимой. Это восхождение было совершено Лешеком Цихы[pl] и Кшиштофом Велицким. Восхождение было осуществлено по юго-восточному гребню при температурах ниже пятидесяти градусов по Цельсию в последний день срока действия разрешения местных властей на право штурма вершины[22][23]. Через несколько месяцев (весной 1980 года) поляки, руководимые тем же А. Завадой, проложили новый маршрут на Эверест. На вершину по южному контрфорсу поднялись Анджей Чок и Ежи Кукучка[16].

Как правило, все альпинисты поднимаются на Эверест в кислородных масках. На высоте 8 км воздух разрежённый, и дышать очень трудно. Первыми без кислорода достигли вершины итальянец Рейнхольд Месснер и немец Питер Хабелер в 1978 году[6].

В 1980 году Рейнхольд Месснер, на этот раз в одиночку, снова поднялся на Эверест и установил сразу несколько рекордов. Месснеру первому удалось покорить вершину в одиночку без кислорода, не прибегая к помощи высотных носильщиков. К тому же он первым решился бросить вызов Эвересту в период муссонов и достиг цели[16]. Кроме того, он преодолел путь от базового лагеря, находящегося на высоте 6,5 км, до вершины по новому варианту пути с Севера всего за 3 дня[6].

В мае 1982 года 11 участников советской экспедиции альпинистов покорили Эверест, поднявшись по считавшемуся ранее непроходимым юго-западному склону, причём 2 восхождения были совершены ночью. До этого ни один из альпинистов, входивших в состав экспедиции, не поднимался выше 7,6 км. Руководитель экспедиции Евгений Тамм (сын выдающегося физика Игоря Тамма), старший тренер Анатолий Георгиевич Овчинников, тренер Борис Тимофеевич Романов, капитаны штурмовых четвёрок — Валентин Иванов, Ерванд Ильинский, Эдуард Мысловский. Советская экспедиция была 25-й, достигшей вершины. Первыми на вершину поднялись Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский. Балыбердин взошёл на вершину без кислородного аппарата. Впервые ночью Сергей Бершов поднялся на вершину Джомолунгмы 4 мая 1982 года в связке с Михаилом Туркевичем. 5 мая совершили восхождение Валентин Иванов и Сергей Ефимов. В ночь с 8 на 9 мая поднялись на вершину Казбек Валиев, Валерий Хрищатый, а 9 мая — Валерий Хомутов, Владимир Пучков и Юрий Голодов.

Маршрут восхождения был проложен по юго-западной стене горы и считается одним из самых сложных в истории штурма Джомолунгмы[24]. Сборник очерков об этом восхождении написал советский журналист Юрий Рост[25].

В 1984 году впервые на вершину Эвереста поднялись австралийцы. Команда из пяти человек проложила новый маршрут под названием White Limbo по Северной стене. При этом они не пользовались кислородными баллонами и помощью шерпов, проведя восхождение в альпийском стиле. 3 октября 1984 года на вершину поднялись двое австралийцев: Тим Макартни-Снейп (Tim Macartney-Snape) и Грег Мортимер (Greg Mortimer).